В строительных хижинах

В строительных хижинах возникали самые величественные архитектурные планы; они сооружали превосходные церковные здания, которые обыкновенно относят к готическому, но которые было бы справедливее отнести к германскому стилю. Этот стиль — самый настоящий продукт германизма, германского христианства, и в нем глубокомысленно понят и художественно верно выражен принцип одухотворения всего земного, — так что, говоря по справедливости, германская архитектура есть высшая точка романтического искусства.
Романский стиль, характерным признаком которого является арка, истощился в XII и XIII веках. Рядом с ним выдвинулась уже исполненная силы германская архитектура, сначала в Англии, Нормандии, Германии — стало быть везде, где почва была пропитана германизмом; потом дальше — в северных и южных странах — стали возвышаться роскошные монументы, в которых с германски-космополитическим даром были соединены пригодные черты древнехристианского, мавритански-сарацинского и романского стиля и в которых все эти элементы были проникнуты новым, самостоятельным духом.

Сказав, что германская архитектура есть совершенная противоположность эллинской, можно довольно верно определить ее характер. Обе они — воплощение религиозных идей. Греческая религия низводила Олимп на землю, христиано-германская поднимала землю до небес; греческий храм любовно льнул к земле, германский устремлялся своими.