в области техники

В частности, в области техники, остроконечный свод есть отличительный, характерный признак германского стиля. Происхождение остроконечного свода приписывалось многим внешним явлениям, и утверждали, что первая мысль о нем возникла при виде высоких германских лесов, ветви которых перекрещиваются вверху, образуя острые своды. Этого нельзя совершенно отрицать. Но знатоки думают, что остроконечный свод ввела в германскую архитектуру геометрия, и что архитекторы поняли и пустили в дело выгоды этого свода, который нуждается в менее крепкой опоре, чем арка. Кроме того, весьма вероятно, что характер смелого воспарения, так сказать, спиритуалистический характер первого, содействовал также тому, что ему оказали предпочтение перед аркой.

К остроконечному своду присоединились и другие характерные признаки германской архитектуры, овальный свод и контрфорсы; последние снаружи образовали настоящий оплот стены и, в качестве художественно отделанных опор, переходящих отчасти в кровли со щипцом, отчасти в маленькие башни, нарушали однообразие самой стены; внутри же они с эластичной силой стремились вверх в виде цилиндрических столбов, на которые опирался свод, а лиственная корона их капителей переплеталась с арками свода. Основной формой германского храма осталась символическая крестовая форма древнехристианской базилики с ее тремя существенными частями: папертью, трапезой и хором (Narthex, Aula и Sanctuarium). Так как предметом христианского богослужения было наглядное изображение дела искупления, то и место, где происходило это торжественное служение, должно было соответствовать этой цели.

В храм входили с запада, через паперть, наполненную картинами, на которых всегда изображались Адам и Ева, рай и грехопадение. Вышедший из рая входил в трапезу, отделенную от боковых приделов рядами колонн; в этих боковых приделах помещались маленькие часовни и ниши для алтарей. На восточном конце возвышался главный алтарь, к которому из трапезы вело несколько ступеней; тут-то и совершалось таинство жертвоприношения; алтарь был окружен полукружием хора, который должен был вызывать представление о небесном своде и заканчивать таким образом все здание.

Внутренность храма была украшена самыми разнообразными произведениями скульптуры и живописи; вокруг алтарей, жертвенников, кафедр, хоров, а также и вдоль стен и потолка шли роскошные орнаменты, изумляющие нас своей замысловатой символикой, кропотливой отделкой и постоянной гармонией с основной мыслью всего здания. Своеобразную сторону этих внутренних украшений церквей германского стиля составляла живопись.