в добром и в злом

Основательный и методичный в добром и в злом, немец отдается также с основательностью и методичностью всякой нелепости, к которой он раз воспламенится. Это положение подтвердится впоследствии, когда мы будем говорить о процессах ведьм, точно так же, как оно подтверждается теперь сожжением евреев. Совершенно естественно, что исполнение было точно такое же варварское, как и сама идея. Что единственными доказательствами виновности евреев были в большинстве случаев вызванные пытками признания не только во всех возможных, но даже и в невозможных преступлениях, — это доказывается многочисленными процедурами; то же самое повторяется и в процессах ведьм.
В 1401 году в Шаффгаузене свирепствовало преследование евреев. Очевидец рассказывает нам, каким образом производился при этом «мучительный допрос». Пытали, например, трех евреев, Лембли, Матиса и Гирша, «так, что их пришлось везти к костру на телеге; им вскрывали икры и вливали в раны горячую смолу, потом заживляли эти места и потом снова разрезали, и, кроме того, им еще жгли подошвы внизу так, что голая кость была видна, а раны не были перевязаны, и один из измученных.