Утверждение

Утверждение не вполне точное, ибо, скажем, у ислама такого органа нет, а есть четыре независимых друг от друга духовных управления. Факт, однако, остается фактом: иудаизм на территории СССР единого центра действительно не имеет. Почему? Предоставим возможность ответить на этот вопрос другому, тоже американскому, сионисту, профессору весьма престижного Гарвардского университета Н. Сафрану: «Иудаизм в условиях диаспоры не признавал центральной церкви, наделенной исключительной властью определять и предписывать доктрину или ритуал, а также какого-либо учреждения, уполномоченного подкреплять определенные правовые нормы, общепризнанные в качестве ортодоксальной доктрины и практики. Каждая община развивала свои собственные институты…».

Следовательно, суть совсем не в дискриминации иудаизма в Советском Союзе, а в том, что его разобщенность, раздробленность, неприятие централизованного руководства— это вековая историческая традиция, отчетливо проявлявшаяся и в дореволюционной России, и в других странах. И, по меньшей мере, непонятно, почему в этом возлагается вина на Советскую власть.

Спекуляции вокруг положения иудейской религии в СССР многолики, однако их роднит установка на рас-паление антисоветских страстей. Но не только. Нельзя упускать из виду и такой немаловажный фактор, как классовая ограниченность буржуазных авторов, неизбежно приводящая к ложным выводам и оценкам. Взять, к примеру, профессора Парижского университета А. Аврона. Начав с утверждения, что отношение к иудаизму не выходит за рамки отношения к религиозным верованиям в целом, профессор тут же принимается рассуждать о том, что «еврейская религия» оказалась мишенью для «особо злобных атак».