Отнюдь не должно

Отнюдь не должно служить задаче мобилизации рабочего класса на непосредственную борьбу против «господства буржуазии», как оно служит в политической практике западноевропейской социал-демократии. В отсталой России оно должно быть лишь орудием классового «воспитания» пролетариата, лишь «школой» для развития его «классового самосознания», а потому сознательного примирения его с «господством буржуазии», как исторически предопределенным итогом русской революции.
Но переносить центр тяжести партийных задач в сферу классовой политической педагогики и подготовки пролетариата к той роли, которую ему придется играть в будущей, социалистической революции, значило на деле отказываться от «возглавления» той не будущей, а настоящей революции, которая бурно назревала в России, и удовлетворяться — по выражению, которое вряд ли случайно соскользнуло с пера Аксельрода — борьбой за «влияние пролетарского или социал-демократического элемента» в ней, это значило предоставлять руководящую роль в разрешении «всенародной» задачи революции — задачи замены царской власти властью революционной — непролетарским, буржуазным социальным силам, стремясь обеспечить за пролетариатом лишь роль влиятельной оппозиции, «толкающей» буржуазию к политическому радикализму и вынуждающей ее к существенным экономическим и социальным уступкам рабочему классу; это значило, по существу, ликвидировать всю концепцию «гегемонии».

В теории меньшевизм от этой концепции никогда не отказывался и впоследствии не раз еще апеллировал к ней и вводил ее в свои политические расчеты. На деле он, в основном, возвращался через 20 лет к первоначальной концепции группы «Освобождение труда» — концепции, ориентированной, как мы видели, на «торжество буржуазии» («Наши разногласия») и на борьбу за «возможность активного и плодотворного участия рабочего класса в будущей политической жизни России» (первый проект программы Группы, 1884 г.), а проблемы совершения буржуазной революции силами рабочего класса, разрешавшей рационалистическими расчетами на такой подъем «классового самосознания» пролетариата, который сделает его способным рационально дозировать «поддержку капитализма в борьбе с реакцией» и «непримиримую вражду к тому же капитализму в борьбе его с рабочей революцией.